Реклама в Интернете становится одной из самых доходных и быстро развивающихся отраслей электронной коммерции. По данным компаний PricewaterhouseCoope и IAB, обнародовавшим в минувшую пятницу совместный отчет, в 2004 году только в США объем рынка Интернет-рекламы составил $9,6 млрд, побив тем самым все рекорды предыдущих лет. Рост рекламного Интернет-рынка отмечается не только в США.
Например, в прошлом году доходы от размещения рекламы в рунете увеличились на 67%. В отчете, посвященному американскому рынку Интернет-рекламы, аналитики PricewaterhouseCoope и IAB отмечают, что прошлый год был рекордным для операторов как по объемам выручки, так и по темпу роста. Доходы от размещения рекламы в Интернете в прошлом году составили $9, 6 млрд, увеличившись по сравнению с 2003 годом на 33%.
Подобных результатов сетевой рекламной отрасли удавалось добиться только в 2000 году, перед началом всемирного кризиса IТ-индустрии — тогда в США на Интернет-рекламу было потрачено чуть более $8 млрд, а рост рынка, при этом, составил 75%. Авторы отчета отмечают, что основными рекламодателями в Интернете в 2004 году были производители потребительских товаров — на их долю приходится 49% всех проданных рекламных «площадей».
По мнению аналитиков, рост объемов Интернет-рекламы обусловлен тем, что аудитория Интернета неуклонно растет год от года, а сама сеть меняется качественно.
Все больше пользователей пользуется выделенными линиями доступа, позволяющими подключаться к Интернету на высоких скоростях, а следовательно — посещать больше сайтов и смотреть больше рекламы. «Число домашних пользователей, подключенных к Интернету посредством широкополосного канала, значительно выросло. Это привело к тому, что люди стали больше времени проводить в сети.», — говорит партнер PricewaterhouseCoope Том Хиланд. Похожие процессы эксперты отмечают и в других странах мира, в том числе и в России, где в 2004 году рост рынка Интернет-рекламы составил 67% по сравнению с 2003.
Однако, пока его объемы ничтожны по сравнению как с рынком сетевой рекламы в США, так и с общим российским медиа-рынком. В прошлом году доход от размещения рекламы в интернете с сегменте рунета составил всего $30 млн, что составляет 0, 8% от объема всего российского рекламного рынка. Зато по сравнению с другими медиа-носителями, в рунете объем рекламы растет самыми быстрыми темпами.
По оценкам Ассоциации коммуникационных агенств России (АКАР) последние несколько лет темп роста объемов рекламы на телевидении составлял чуть более 30% — до того, как в 2002 году АКАР начал измерять объем рекламы в Интернете, именно ТВ считалось наиболее динамичным медиа-носителем.
Эксперты рекламного рынка отмечают, что быстрые темпы роста российской рекламной Интернет-индустрии во многом обусловлены тем, для рекламодателя это пока достаточно дешевый вид рекламы: стоимость 1000 контактов в сети значительно ниже, чем, например, в прессе. И менее консервативные рекламодатели стремятся этим воспользоваться. «Уже сейчас существует дефицит рекламных мест на топовых сайтах — начиная с прошлого года рекламодатели не могут разместиться на их первых страницах, — говорит директор Интернет-агентства Prior.ru Сергей Спивак. — В то же время рекламная емкость Интернета как медиа не используется на 100% и следующим этапом будет заполнение сайтов „второго эшелона“... После того, как цена 1000 контактов в Интернете и прессе будет примерно одинаковой, начнется спад темпов роста сетевой рекламы. Но на это понадобиться не менее двух лет».
Справка:
Товары и услуги, рекламируемые через Интернет в США (% от объема рынка Интернет-рекламы)
Общий объем рынка в 2004 году — $9, 6 млрд
Потребительские товары — 49
Компьютерная техника — 18
Финансовые услуги — 17
Телекоммуникационные услуги — 4
Лекарства и товары для здоровья — 6
Другое — 6
Источник PricewaterhouseCoope, IAB.
Источник «Коммерсантъ»